Образовательная программа
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Богандинской средней общеобразовательной школы №1
Тюменского муниципального района
на 2010 – 2013 гг.
Аннотация.
Образовательная программа состоит из 7 разделов. Каждый раздел имеет свое назначение, в целом они направлены на:
- выбор стратегии развития школы;
- удовлетворение образовательных потребностей учащихся, их родителей на основе построения личностно ориентированного образовательного процесса;
- обеспечение доступного качественного современного образования;
- совершенствование содержания управленческой деятельности руководителей школы по реализации программы.
I раздел.
Характеристика школы и принципов
реализации ее образовательной политики.
Богандинская СОШ №1, являясь муниципальной образовательной школой, ориентирована на достижение современного качества образования каждым учащимся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка на основе компетентностного подхода.
Деятельность школы основывается на принципах:
гуманизации;
природосообразности;
развивающего обучения;
целостности;
индивидуализации;
гуманитаризации.
Принцип гуманизации является основополагающим, так как предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основное в педагогическом процессе - развитие ученика.
Принцип природосообразности позволяет создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей ученика, направлен на всестороннее развитие школьников.
Принцип развивающего обучения предполагает применение методов творческой деятельности и использование новейших педагогических технологий.
Принцип целостности образования в школе понимается как единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся.
Принцип гуманитаризации образования способствует формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамической картины духовного развития человека.
Принципы сориентированы на личностное развитие ребенка, коммуникативное и интеллектуальное, социализацию на основе формирования универсальных учебных действий как результата образования.
Поиск подходов к их практической реализации определяет ведущую цель образовательной программы школы.
II раздел.
Приоритетные направления развития образования.
Основываясь на анализе изменения качества обучения и учитывая реальный уровень обученности, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе направить усилия участников педагогического процесса на формирование мотивации учения школьников, создание системы работы школы по формированию мотивации через отбор содержания изучаемого учебного материала, реализацию деятельностного подхода как средства развития мотивации, формирование универсальных учебных действий, использование различных приемов педагогической техники, взаимодействие учителя и учащегося в образовательном процессе.
Таким образом, главной задачей деятельности школы является создание системы работы педколлектива по формированию мотивации учения , созданию условий для достижения современного качества образования.
Направление 1. Совершенствование образовательного процесса на основе развития познавательного интереса обучающихся.
Цель - формирование мотивации учения через развитие познавательного интереса учащихся.
Задачи |
Условия решения поставленных задач |
1. Овладение способами отбора содержания учебного материала на основе использования критериев интересности с целью формирования познавательного интереса учащихся/ |
Обновление содержания образовательного процесса на основе использования приемов педагогической техники (Привлекательная цель, Удивляй, Лови ошибку, Фантастическая добавка и др.) |
2.Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе. |
Внедрение деятельностного подхода в практику работы учителей по формированию познавательного интереса через включение учащихся в самостоятельную работу, творческую деятельность, моделирование, конструирование и др. Использование в работе приемов педагогической техники. |
3. Целенаправленная работа по созданию организационных и педагогических форм сотрудничества учителя и ученика, способствующих формированию познавательных интересов учащихся. |
Использование приемов педагогической техники, обеспечивающих сотрудничество в ходе учебного занятия ( приемы устного опроса, письменного контроля, оценивания учащихся, создание ситуаций успеха и др.) |
Направление 2.
Цель - достижение положительной мотивации учения обучающихся через овладение современными технологиями обучения
Задачи |
Условия решения поставленных задач |
1.Внедрение современных образовательных технологий |
Внедрение технологий индивидуального и дифференцированного обучения. Внедрение исследовательских и проектных методов обучения. Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъектного опыта ученика |
2. Переход от образования как «передачи ученику знаний» к продуктивному образованию |
Широкое использование в образовательном процессе продуктивных, проектных методов на всех ступенях обучения. |
Направление 3.
Цель - обеспечение перехода от формирования общих учебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий.
Задачи |
Условия решения поставленных задач |
1. Качественная подготовка обучающихся по освоению стандарта образования, обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий (компетенций).
|
Содействие развитию индивидуальности обучающихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка и использования индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия |
2. Целенаправленное формирование ключевых компетенций. |
Внедрение компетентностных методов, форм обучения в образовательный процесс. Включение в содержание обучения методов самопознания, самообразования, самопроектирования, самокоррекции, самопрезентации, самоконтроля и самооценивания |
Направление 4.
Организация социально значимых
воспитательных проектов, обеспечивающих развитие мотивации учения.
Цель - совершенствование структуры построения воспитательного пространства, обеспечивающего формирование положительной мотивации учения.
Задачи |
Условия решения поставленных задач |
1.Расширение культурно-образовательного пространства развития детей |
Освоение и использование в работе педагогического коллектива школы наиболее эффективных форм, методов и приемов обучения и воспитания учащихся.
|
2. Формирование школьного уклада, основанного на принципах открытости, демократизма, индивидуальности |
Создание единого воспитательного пространства семья-школа-социум. Целенаправленная работа по созданию организационных и педагогических форм сотрудничества классного руководителя и учителей-предметников по формированию ключевых компетенций.
|
3. Оптимальная организация режима работы школы: организация учебного дня, недели, |
Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей и подростков на основе интеграции педагогического, валеологического и психологического направлений. Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуально-типологическом подходе |
IV раздел.
Характеристика специфики содержания образования.
Учебный план школы, как составная часть образовательной программы, дает возможность школе определиться в своей образовательной стратегии, расставить педагогические акценты, определить приоритетные направления в образовательной подготовке обучающихся.
Учебный процесс в школе строился по учебному плану, составленному в соответствии с пунктом 1 ст.15 Закона Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16.03.2006 года), приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.1998г. № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ», от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», письмом департамента образования и науки Тюменской области от 29.05.2007 г. №792/ОД «О формировании учебных планов образовательных учреждений на 2007-2008 учебный год» и рекомендациями управления образования Тюменского муниципального района по формированию учебных планов образовательных учреждений на 2008-2009 учебный год от 19.06.2007 г. № 1332
Материально-техническая база школы, учебно-методический комплекс и кадровый педагогический состав определили выбор программ на 2008-2009 учебный год. Основу учебного плана по всем предметам составили традиционные общеобразовательные программы. План сохранил в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой из трех ступеней обучения. Соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами.
Для обучающихся по специальной (коррекционной) программе 8 вида учебный план составлен в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002 № 29/2065-п и письмом департамента образования и науки Тюменской области «О формировании учебных планов специальных (коррекционных) учреждений на 2005-2006 учебный год» от 04.10.2005 № 3671.
Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть учебного плана составлена в соответствии с Примерным учебным планом образовательных учреждений Тюменской области на 2008-2009учебный год. В ней полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство
образовательного пространства и гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможность продолжения образования.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию школьного компонента, введение новых предметов и курсов по выбору обучающихся, способствующих повышению качества образования. В вариативной части отведены часы на реализацию программы раннего изучения иностранного языка в 4 классах по 2 часа в неделю, 2 часа в неделю на предметные курсы в 10, 11 классах и 1 час на предметные курсы в 8 – 9 классах.
В 2008-2009 учебном году продолжено изучение курса «Информационные технологии в предмете ОБЖ » в 5 – 9 классах по 1 часу в неделю. В рамках данного предмета 15% учебного времени отведено на изучение раздела «Профилактика наркомании». Данный раздел направлен на воспитание привычек здорового образа жизни и органично сочетается с программой «Здоровье», осуществляемой образовательным учреждением во внеурочной деятельности. Курс обеспечен учебно-методическим комплектом.
Учебный план направлен на реализацию основных принципов образовательной политики, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе (приказ Департамента образования и науки Тюменской области № 355 от 09.08.2004 «Об обязательной нагрузке обучающихся»). При организации учебного дня и учебной недели учитываются санитарные нормы и уровень нагрузки учащихся, не превышающие предельно допустимого.
С целью коррекции знаний учащихся, нуждающихся в педагогической поддержке, организованы индивидуальные консультации за счет школьного компонента .
Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования, развития ребенка в процессе обучения.
Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.
На всех ступенях ведется традиционное обучение.
В 2008-2009 учебном году школа работала в режиме 5-дневной рабочей недели. Программы пройдены по всем предметам учебного плана, за исключением технологии (юноши) в 5 – 8 классах ввиду открытой вакансии по данному предмету.
Практическая часть по всем предметам выполнена на 100%, кроме физики в 7, 8 классах ввиду отсутствия учителя.
Все обучающиеся успешно прошли курс обучения за соответствующий класс. Программы и учебные планы надомного обучения выполнены.
Основной задачей школы остается повышение качества успеваемости на основе индивидуальной работы, формирование навыков самоконтроля и самообразования.
V раздел.
Характеристика особенностей организации педагогического процесса в школе.
Школа стремится развивать способности всех учащихся. С этой целью будут внесены системные изменения в цели достижения нового качества образования:
· повышение уровня личностной значимости результатов образования;
· формирование ключевых компетенций учащихся;
· формирование мотивации учения.
Будут внесены системные изменения в содержание учебных предметов:
· переход к профильному обучению в условиях школьного округа;
· разработка на профильном уровне содержания базовых предметов (образовательных областей) как совокупности отдельных профильных курсов;
· разработка элективных курсов для старшей школы;
· разработка курсов предпрофильной подготовки;
· целенаправленный отбор содержания учебного материала, направленный на формирование общеучебных умений и навыков.
Будут внесены системные изменения в организацию образовательного процесса:
· переход от общеобразовательных к профильным курсам в старшем звене в условиях школьного округа;
· организация элективных курсов;
· организация информационной и профориентационной работы на второй ступени обучения;
· целенаправленная предпрофильная подготовка в основной школе;
· организация условий для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в реализации вариативного компонента БУП;
· создание здоровьесберегающих условий для всех субъектов образовательного процесса.
Системообразующим компонентом в деятельности школы по формированию мотивации учения будет информатизация процесса обучения, заключающаяся в создании информационно-образовательной среды школы на основе интеграции современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Основными направлениями информатизации образовательного процесса школы являются:
· административно-организационное (на основе внедрения системы Net-школа);
· использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании учебных предметов;
· инструментальное (совершенствование материально-технической базы, автоматизация процессов обработки информации, обслуживающая деятельность сети);
· кадровое обеспечение.
В начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
· охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка;
· формирование у младших школьников желания и умения учиться;
· формирование первичных умений и навыков (по содержанию предмета); умений и навыков, обеспечивающих организацию процесса усвоения знаний, развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
· создание условий для позитивного освоения каждым ребенком базовых знаний и опыта жизнедеятельности, адекватного для данного возраста,
· сохранение и развитие индивидуальности ребенка.
Решение данных задач требует создания определенных условий, среди которых мы выделяем:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- внедрение современных учебно-методических комплексов;
- интенсивное включение в образовательный процесс современных информационных возможностей, средств и технологий, обеспечивающих развитие общеучебных умений и навыков, и др.
С учащимися, отстающими от сверстников в учебе, будет проводиться рефлексивный анализ неуспеваемости, определяться соответствие учащегося потоку обучения. Затем будет разрабатываться программа по компенсации неуспеваемости. В 4 (выпускном) классе будет проводиться диагностическое исследование личностных качеств и общеучебных умений и навыков учащихся.
В основной школе предполагается достижение следующих результатов:
· организация предпрофильной подготовки;
· организация информационной и профориентационной работы;
· разработка различных вариантов предпрофильной подготовки;
· разработка курсов предпрофильной подготовки: предметно ориентированных и межпредметных;
· использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
· включение в образовательный процесс современных информационных возможностей; рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками информации и базами данных; с реальным социальным опытом;
· создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории;
· организация работы с родителями по ознакомлению с образовательными возможностями территориально доступной им муниципальной образовательной сети и др.
Основная идея построения образовательного процесса в старшей школе состоит в том, что должен существенно измениться опыт и культурный капитал, получаемый сегодня юношами и девушками. Он должен включать в себя выбор, овладение техниками организации деятельности, планирования и проектирования, взаимодействия и т.п. Кроме того, предполагается разработать варианты общей организации старшей ступени школы в аспектах профилизации обучения, формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса, организации групповой работы в учебном процессе, психологовремени и др.
Необходимо также разработать элективные курсы, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся, для построения индивидуальных образовательных маршрутов.
Особая роль отведена организации воспитательной работе в школе, которая реализуется через интеграцию учебной и внеучебной деятельности
Ожидаемые результаты :
· высокий уровень образованности и творческого развития личности,
· готовность выпускников к самостоятельному решению качественно значимых проблем;
· усиление положительного воздействия школы на жизнь сельского поселения, укрепление традиций сельских поселений,
· развитие социально-ценностных форм досуга, оптимизация социальной обстановки в сельских поселениях,
· сохранение и укрепление здоровья, сформированность физической культуры личности,
· повышение коммуникативной культуры населения, расширение информационного поля,
· развитие трудовых традиций, повышение уровня профессиональной ориентированности в современных социально-экономических условиях,
· рост информационной культуры школьников.
VI раздел.
Мониторинг школьного образования (система отслеживания результатов выполнения образовательной программы).
Конечный результат деятельности школы |
Показатели результата |
Диагностические методики |
Способы обработки |
Уровень обученности |
Уровень сформированности ОУУН Уровень сформированности пзнавательного интереса |
Методика Г.И.Щукиной
Диагностическая карта учебных возможностей учащихся (по Зверевой В.И.) |
Статистические данные.
Таблица. |
Уровень воспитанности |
Уровень воспитанности |
Методики Н.Е.Щурковой |
Таблицы по возрастам |
Уровень социальной адаптации
|
Изучение мотивации личностного самоопределения. Выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных умений |
Карта изучения мотивационной сферы учащегося (по О.С.Гребенюку) Диагностическая карта (по А.К.Марковой) |
Таблица. Диагностическая карта |
Развитие личности
|
Изучение уровня сформированности логических универсальных учебных умений |
Изучение уровня сформированности логических универсальных учебных умений |
Таблица |
Здоровье учащихся |
Изучение физического развития школьников |
Диагностическая карта (по В.И.Зверевой) |
Таблица |
VII. Управление реализацией программы.
Управление реализацией программы обеспечивается директором и его заместителями.
Высшим органом управления в школе является педагогический совет. Непосредственное участие в управлении принимает Управляющий совет школы, родители учащихся.
Управление осуществляется на основе комплексно-целевых программ, которые составляются ежегодно, принимаются на педагогическом совете и утверждаются приказом директора.